Ландшафтный дизайн, ландшафтное проектирование — выставка работ Лэндекс.Ру
Выставка работ ландшафтного дизайна
Страница Landex.ru в Facebook  Страница Landex.ru в Twitter  Страница Landex.ru во Vkontakte  Страница Landex.ru в Google+
Ландшафтное проектирование,
ландшафтный дизайн cада,
элементы садового дизайна,
флористика и фитодизайн.
Подробнее о проекте..
ВЫСТАВКА
Ландшафтное проектирование
Реализованные проекты
Стилизованные сады
Функциональные зоны сада
Элементы садового дизайна
Элементы оснащения сада
Зимние сады
Флористика и фитодизайн
Художественная ковка
Разделы сайта

Вход
логин
пароль
Ландшафтный дизайн
Альпийская горка
Вертикальное озеленение
Водоемы, каскады, фонтаны
Газоны
Дорожки и мощение
Дренаж, полив, почва
Ограждение и заборы
Освещение сада
Посадка деревьев
Проектирование сада
Садовые постройки
Цветники
РЕКЛАМА

Альпийская горка
Главная / Ландшафтный дизайн / Альпийская горка

Каменистые сады (Часть 1)

Каменистые сады — одно из высочайших достижений садоводства. Вся история садово-паркового искусства является тому доказательством. Многие века понадобились человеку, чтобы осознать непреложную истину: природу не нужно покорять, ее нужно уважать, беречь, жить с ней в согласии. От регулярных садов и парков с подстриженными и видоизмененными деревьями садоводство перешло к созданию ландшафтов, близких к естественным; от увлечения экзотическими видами и пышными формами — к созданию утонченных, изысканных сортов, вниманию к местной дикой флоре.

Первые в истории сады с использованием природного камня появились в Юго-Восточной Азии. Философские и религиозные представления народов стран этого региона никогда не противопоставляли человека природе. Более того, скалы, вода, растения если и не обожествлялись, то всегда были предметом преклонения. Утонченная культура Китая, Кореи, Японии создала несравненные по красоте сады, в которых камень играет наиважнейшую роль

Эстетика этих садов отвергает искусственность и симметрию. Даже в тех случаях, когда сады создавались не на основе естественного ландшафта, им всегда придавался облик природного уголка. Никогда не встретишь здесь чрезмерно броских растений — только местные виды. В таком саду можно бесконечно любоваться фактурой и цветом камня, бликами света, тихим журчанием воды.

В Европе каменистые сады (рокарии) возникли в самом конце XVIII века — в то время, когда у садоводов проявился интерес к местной флоре. Попытки приручить «жителей гор» к произрастанию на садовых грядах привели к неудаче — пришлось создавать для них участки, близкие к естественным условиям. Так и возникли каменистые гряды, горки, стенки сухой кладки. Первое достоверное упоминание о коллекции горных растений относится к рокарию в Челси, созданному физиком Гарденом в 1772 году. Опыт создания подобных участков у садоводов Европы был – это гроты, подпорные стенки, крепостные стены, сложенные из природного камня и скрепленные известковым раствором. Такие постройки со временем обрастали карликовыми папоротниками и другими интересными видами.

Широкое распространение в Европе каменистые сады получили лишь в конце XIX века. В 60 — 70-е годы XIX века альпийские сады имели практически все крупные ботанические сады Англии, 1ермании, России. В начале периода увлечения каменистыми садами они создавались исключительно в целях разведения и изучения «горцев», но с XX века рокарии вошли в моду и стали неотъемлемой частью садов ландшафтной планировки. Естественно, что и требования к внешнему виду этих цветников стали серьезнее. Так сформировались основные типы каменистых садов.

В чистом (классическом) виде они нигде не существуют, но их вариации — основа для развития этого нового интересного стиля в садоводстве.

Стилистика каменных садов.

Стилистически все каменистые сады условно можно разделить на три категории:

  • ландшафтные — моделирующие вид какого-либо горного или иного природного образования и соответствующего ему растительного сообщества;
  • художественные (пейзажные, фантазийные) — создающие выдуманный или идеализированный образ горной местности;
  • коллекционные — построенные исключительно для выращивания растений.

Подобная классификация весьма условна и отражает лишь общие тенденции развития рокариев. Каждый садовод и дизайнер вправе самостоятельно выбирать и создавать свой стиль. Наиболее сложный путь, по которому зачастую идут создатели ландшафтных садов, — искусственное воспроизведение растительных популяций, соответствующих типу горной местности, — требует профессиональных знаний.

Строители художественных и фантазийных садов не связаны узами соответствия выдуманного пейзажа реально существующим ландшафтам — этот путь если и не проще, то рациональнее. На практике рокарий чаще всего является художественным образом, декоративным элементам украшения сада и лишь в редких случаях более или менее естественным природным уголкам.

Каменистая горка«Архитектурный рокарий» — тип художественного террасированного каменистого сада. Рокарий этого стиля является важной частью общего архитектурного замысла. Основа композиции — широкие прямоугольные террасы, расположенные на разных уровнях и укрепленные подпорными стенками. Подняться на террасы и перейти с одной на другую можно по каменным лестницам. Центральная лестница ведет к входу в дом. Стенки сложены из обработанного природного камня. Блоки плотно пригнаны друг к другу, а для посадки растений оставлены специальные земляные «карманы», соединенные с грунтом террасы. Оформление плоскостей террас различно — это может быть рокарий плоского типа, миксбордер, садовый бассейн или обыкновенный газон. На площадках террас обязательно высаживают низкорослые кустарники и медленнорастущие хвойные растения. Важную роль играют каскадные и почвопокровные формы хвойных, ковровые травянистые растения. В земляные ниши и щели подпорных стенок высаживают ампельные скальные виды: алиссумы, иберисы, колокольчики, полыни и им подобные. Современный архитектурный рокарий — чрезвычайно эффектный дизайнерский прием, элемент престижного сада.

«Ландшафтный рокарий» — стиль современного каменистого сада. Он не только соответствует новой эстетике и архитектуре, но, что самое главное, обеспечивает растениям наилучшие и наиболее разнообразные условия для произрастания. Крупный рокарий этого стиля может объединять в единую композицию элементы разных горных образований: скальных выходов, ущелий, впадин, плато, щебнистых склонов, водных каскадов, то есть тех природных уголков, где лучше всего чувствуют себя горные растения.

Комбинация этих элементов и доминирование какого-либо из них в общей композиции зависят от особенностей рельефа местности и размеров сада. Удобнее всего строить такой рокарий рядом с естественным склоном. Под ним можно создать подобие каменистой равнины или горного луга, а сам склон оформить террасами, выходами скал, водным или сухим каскадом. Важно лишь соблюдать чувство меры и не перенасыщать композицию чрезмерно эффектными элементами: нагромождением скал, фонтанами и водопадами. Естественно, что такой сложный комбинированный каменистый сад можно создать лишь на достаточно большой площади.

При отсутствии обширных площадок для строительства вполне можно ограничиться созданием лишь одного из элементов горного ландшафта в соответствии с рельефом выбранного участка.

«Террасированный склон»— наилучшее решение при наличии крутого склона. Такой рокарий представляет собой систему подпорных стенок разной высоты, формы и протяженности. Камень, используемый для постройки, может быть любым. Тип сложения подпорных стенок — сухая кладка или кладка на раствор. При использовании плиточного известняка рокарий может напоминать развалины старинной крепости, а при постройке из колотого природного камня — обрушившуюся скалу.

Выбор растений и комбинаций посадки в таком саду весьма разнообразен. Один из возможных вариантов — сочетание высаженных на террасы карликовых древесных и каскадов спускающихся со стенок стелющихся видов.

«Скалы», «утес». Этот рокарий может быть частью сложного ландшафтного сада, но весьма эффектен и в качестве самостоятельной композиции. «Скалы» — отнюдь не нагромождение камней, а имитация природного выхода горных пород. Их следует создавать лишь при наличии крутого склона и очень крупных обработанных временем каменных глыб. Наиболее подходят вулканические породы, глыбы травертина и доломита. Совершенно не годятся скатанные ледником гранитные валуны. В настоящее время для облегчения работы нередко используют искусственные камни из пластмассы. Строительство «скал» требует высочайшего художественного вкуса и профессионального мастерства. Принцип укладки камня при такой постройке аналогичен сложению стенки сухой кладкой, но трудозатраты при работе несравнимо выше. Посадочные места для растений (расщелины) создают в процессе строительства. Древесные формы высаживают в момент укладки. Ассортимент используемых растений весьма специфичен – это горные сосны и можжевельники, скальные и высокогорные виды: ампельные колокольчики, карликовые папоротники, седумы, полыни и т. п. Растения не должны доминировать в композиции и отвлекать внимание от камней – такой рокарий больше эффективным дизайнерским приемом, чем садом. Продолжение..

Автор: Марковский Ю. Б.
«Каменистые сады» — ЗАО «Фитон +», М., 2001.
ISBN 5-93457-017-Х

Последние статьи раздела:

Все статьи раздела

Рейтинговые работы
Поиск
Реклама